Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Росреестр разъясняет: зачем нужны кадастровый учет и регистрация прав?

Кадастровый учет – это процедура внесения сведений о недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это общероссийский государственный информационный ресурс. С момента внесения информации о вашем объекте недвижимости в ЕГРН государство признает, что ваша квартира, дом или земельный участок существуют в качестве объекта недвижимости именно с такими характеристиками. В частности, в ЕГРН вносятся такие сведения, как местоположение границ объекта недвижимости, площадь, адрес, вид разрешенного использования или назначение и многое другое. Кроме того, вашему объекту присваивается кадастровый номер – уникальный, не повторяющийся на всей территории России.

Если ваш объект был уже ранее поставлен на учет, повторно его учитывать не нужно (если не изменились характеристики объекта).

Закрепление характеристик объекта недвижимости в ЕГРН позволит вам защитить свои интересы в различных спорах, например, о расположении земельных участков, назначении или конфигурации объектов недвижимости и т.д. На данные ЕГРН вы сможете ссылаться и в суде, и при проведении различных проверок, и в спорах с соседями.

Второй вопрос после закрепления характеристик объекта недвижимости – внесение информации о правообладателе объекта. Эта задача решается в ходе государственной регистрации прав.

При наличии необходимых документов данные о собственнике (или пользователе) объекта недвижимости также вносятся в ЕГРН. Именно с этого момента право на недвижимость считается возникшим. Только с этого момента вы можете распоряжаться объектом недвижимости – совершать любые сделки (продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду, в залог и т.д.), передавать по наследству. Именно с этого момента в любом споре вы сможете доказать и защитить свое право, в том числе в суде, в спорах с проверяющими органами и т.д.

Необходимо отметить, что есть исключения из общего правила: случаи, когда право на недвижимость возникает не с момента регистрации в ЕГРН. Например, при наследовании право возникает с момента смерти наследодателя, а при приобретении имущества в жилищно-строительном или гаражно-строительном кооперативе – с момента полной выплаты паевых взносов.

Следовательно, если вы не поставили на кадастровый учет и не зарегистрировали право на свой объект недвижимости, вы не можете совершать сделки, передавать его по наследству, такой объект может быть признан бесхозяйным, в ходе различных проверок вы можете получать штрафные санкции за использование имущества без документов, при изъятии имущества для государственных нужд вы не вправе будете получать компенсацию и т.д.

Сейчас в большинстве случаев кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость проводятся одновременно, в рамках одной процедуры. Указанную услугу в Иркутской области выполняет Управление Росреестра по Иркутской области. Документы можно подать через многофункциональные центры либо в электронном виде с помощью портала Росреестра (в этом случае потребуется электронная подпись). Срок кадастрового учета одновременно с государственной регистрацией прав на сегодня составляет 12 рабочих дней. После прохождения процедур кадастрового учета и регистрации прав выдается документ, подтверждающий характеристики вашего объекта недвижимости и ваше право – выписка из ЕГРН.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Например, Вы решили взять в аренду или приобрести в собственность земельный участок для строительства недвижимости. Для этого Вам необходимо обратиться в органы, которые уполномочены на предоставление земельных участков, с заявлением и определенным пакетом документов.

В случаях когда, отсутствует утвержденный проект межевания территории, документом для образования земельного участка является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Такая схема представляет собой графический образ, который описывает то, как именно участок расположен на местности, определяются предполагаемые границы образуемого земельного участка и его площадь. По общему правилу подготовить такую схему должен орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, однако, в некоторых случаях это может сделать сам заявитель.

Кадастровая палата по Иркутской области информирует, что подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно при помощи сайта Росреестра. Для этого необходимо воспользоваться сервисом «Личный кабинет правообладателя», подготовка схемы физическим лицам обойдется в 100 рублей, юридическим – 200 рублей. Подготовка документа осуществляется в форме электронного документа, однако, в случае, если подготовку схемы расположения земельного участка осуществляет гражданин, то существует возможность выбора – в виде электронного документа или в форме бумажного носителя.

Решение об утверждении схемы принимает орган, уполномоченный на предоставление земельного участка. Срок действия такого решения составляет два года. В течение этого срока необходимо подготовить межевой план и поставить земельный участок на кадастровый учет.

Елена Полехина, заместитель начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области

Росреестр: за пять лет жители Приангарья уменьшили кадастровую стоимость на 144 млрд рублей

В марте 2019 года исполнилось пять лет со дня проведения первого заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Иркутской области. Благодаря работе комиссии жители региона смогли уменьшить кадастровую стоимость своей недвижимости в общей сложности более чем на 144 миллиарда рублей.

Комиссия является коллегиальным межведомственным органом, образованным по приказу Росреестра в 2012 году. В её состав вошли по одному представителю от Управления Росреестра по Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Иркутской области, Национального совета по оценочной деятельности.

Период времени со дня создания до первого дня проведения заседания обусловлен тем, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которые затрагивали интересы большинства граждан, были утверждены и внесены в государственный кадастр недвижимости в конце 2013 года, в связи с чем первые заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступили в начале 2014 года.     

Наибольшее количество заявлений рассмотрено комиссией при Управлении в 2015 году. На протяжении трех последних лет количество поступающих обращений практически не меняется. Стабильно наблюдается увеличение количества обращений в конце и начале года.

По решениям комиссии, принятым в период с 2014 по 2018 год, снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости в среднем составило 75%. При этом максимальное снижение кадастровой стоимости отмечается в 2018 году – 77%.

«Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости во внесудебном порядке позволяет гражданам и юридическим лицам решать налоговые проблемы. Так оспаривание кадастровой стоимости земельного участка до уровня рыночной дает возможность снизить размер выплаты земельного налога в несколько раз, что позволяет налогоплательщику сэкономить от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в год», - подчеркнула начальник отела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Надежда Астраханцева.

Заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принимаются по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70. Дополнительную информацию о работе комиссии можно найти на официальном сайте Росреестра в разделе «Деятельность»/ «Кадастровая оценка» (https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/).

Ирина Кондратьева

специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля

Управления Росреестра по Иркутской области

Новые обязанности нотариусов

С первого февраля 2019 года вступили в силу поправки в закон о нотариате, которыми установлены новые правила регистрации недвижимости с помощью нотариусов, а также требования к их работе Данные изменения расширили круг обязанностей нотариусов. Закон предписал нотариусам предоставление в электронном виде заявлений о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В течение рабочего дня, когда были представлены документы, до его окончания, нотариус должен передать сведения об удостоверенной им сделке в Росреестр.

Передача сведений заключается в представлении в Росреестр в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Необходимо отметить, что закон вменяет необходимость электронной регистрации не по всем нотариальным действиям, а только по некоторой их части. Нововведения коснулись договора, на основании которого возникает право или доля в праве собственности на недвижимое имущество, свидетельства о праве на наследство, а так же свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга.

Исключением для исполнения обязательной передачи в электронной форме документов в Росреестр являются обстоятельства, когда у нотариуса отсутствует техническая возможность. Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока

Несмотря на то, что любая из сторон может отказаться от подачи документов в Росреестр через нотариуса, не стоит отвергать данную услугу, не взвесив прежде все «за» и «против».

Итак, какие преимущества для граждан обеспечивают новые правила нотариата. Прежде всего, это двойная экономия времени. С одной стороны электронная подача документов избавляет от посещения МФЦ и возможных очередей. С другой - в случае подачи заявления и документов нотариусом в электронном виде, регистрация права собственности обернется одним днем.

Не менее важен материальный аспект электронной процедуры от нотариуса. Услуга по предоставлению документов в Росреестр будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки. Таким образом, эту услугу нотариусы будут оказывать бесплатно. Это значит, что оплачивать нужно будет заверение у нотариуса, дополнительно платить за услуги по передаче документов в Росреестр не придется.

Кроме того, поправки в закон о нотариате предопределяют безопасность нотариально удостоверенных сделок. При удостоверении договоров об отчуждении или залоге имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус должен проверять, кому принадлежит данное имущество.

Не стоит беспокоиться и по поводу изготовления электронной подписи. Если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо подписывает документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью. То есть не нужно получать квалифицированную электронную подпись. Нотариус удостоверит электронный документ своей квалифицированной подписью и тем самым придаст ему юридическую силу.

Елена Дубровская, заместитель начальника межрайонного отдела

филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области