Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Оформление прав на объекты индивидуально-жилищного строительства и садовые дома в связи с изменением законодательства

4 августа 2018 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 340-ФЗ от 03.08.2018 г.), по которому  в Градостроительный кодекс РФ и ряд федеральных законов внесены соответствующие изменения. Целью введения закона стала попытка упорядочения индивидуального жилищного строительства, в результате вместо разрешений на строительство жилого дома введен уведомительный порядок, т.е. обязанность направлять правообладателей земельных участков уведомление о планируемом строительстве/реконструкции жилого дома. Такая же обязанность установлена в отношении собственников земельных участков, на которых осуществляется строительство садовых домов (ранее достаточно было заполнить декларацию об объекте). Иными словами, если раньше для жилых строений или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и обычные жилые дома.

Так, застройщик должен подать в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома или садового дома (форма уведомления установлена Приказом Минстроя от 19.11.2018 №591/ПР). Но затевать возведение дома сразу после подачи уведомления о планируемом строительстве нельзя. Нужно дождаться ответного уведомления от местной администрации, в котором содержится информация о соответствии указанных застройщиком параметров дома и сведений об участке, в частности соответствует ли будущая постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне, согласно действующим в поселении ПЗЗ (правила землепользования и застройки). Только после этого у застройщика появляется право на возведение дома. Поэтому на этапе планирования строительства неплохо получить выписку из ПЗЗ в местной администрации. Актуальность уведомления администрации сохраняется в течение 10 лет. Право на строительство возникает и в случае, когда ответного уведомления от администрации нет, т.е. оно не направлено. Если же в ответном уведомлении администрации говорится о несоответствии параметров дома, указанных в уведомлении застройщика о планируемом строительстве, или о недопустимости размещения дома на его земельном участке, то этот ответ означает запрет на строительство по указанным причинам. Возможно, что на участке вообще нельзя строить дом, или у застройщика нет прав на земельный участок, или параметры возводимой постройки противоречат установленным требованиям. Схитрить никак не получится, так как администрация высылает одновременного копию своего ответного уведомления в органы строительного и земельного надзора (часть 12 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Также надо иметь в виду, что органы местного самоуправления поселений вправе принимать решения о сносе самовольной постройки или о её приведении в соответствие с требованиями градостроительного законодательства.

Направить уведомление о планируемом строительстве можно лично в администрацию, через Многофункциональный центр «Мои документы», портал госуслуг или заказным письмом.

Для собственников жилых домов и жилых строений в СНТ и ДНТ необходимо дополнительно отметить следующее. Законодатель даёт возможность поставить на кадастровый учет возведённые на садовых и дачных участках жилые строения, жилые дома без направления уведомлений о планируемом строительстве/реконструкции и уведомлений об окончании строительства/реконструкции, но лишь до 1 марта 2019 года, то есть такие постройки вне закона не окажутся, если только владельцы строений не проигнорируют это требование по их легализации.

В срок не позднее 1-го месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС (жилые дома, созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного-подсобного хозяйства) или садового дома застройщик обязан подать уведомление об окончании строительства или реконструкции. Уведомление такое следует подать даже если ранее было получено разрешение на строительство. К уведомлению об окончании строительства застройщику необходимо приложить технический план созданного объекта ИЖС, который может подготовить кадастровый инженер. В случае, если земельный участок, на котором построен объект ИЖС или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, необходимо приложить соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенный/реконструируемый объект. Также в уведомлении об окончании строительства/реконструкции объекта ИЖС или садового дома должна быть указана информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности. При этом администрация в 7-дневный срок рассматривает поступившее уведомление на предмет соответствия указанных в уведомлении застройщика параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешённого строительства, а также допустимости размещения объекта строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и установленными ограничениями, а по итогам рассмотрения направляет застройщику своё уведомление или о соответствии построенных/реконструированных объектов градостроительным требованиям, или о несоответствии объектов этим требованиям.

В случае соблюдения законодательных требований по направлению уведомления об окончании строительства, возможно осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на созданные объект ИЖС или садовый дом без участия застройщика - по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 1_1 части 1 статьи 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015). Заявление указанными органами подается в электронном виде. Также гражданин может сделать это самостоятельно.

При осуществлении строительства ИЖС или жилых домов в СНТ, ДНТ необходимо иметь представление о разрешенных параметрах будущих построек. Так, законом № 340-ФЗ  внесено уточнение в понятие объекта индивидуального жилищного строительства и его параметры: объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание, обладающее следующим комплексом характеристик одновременно:

  1. с количеством надземных этажей не более чем 3,
  2. высотой не более 20 м,
  3. состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании,
  4. не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Можно заметить, что из определения объекта ИЖС исключено прежнее указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи, но делается акцент на том, что индивидуальный жилой дом не может быть разделён на самостоятельные объекты, например на квартиры. При этом при строительстве необходимо соблюдать ранее заявленные в уведомлении о планируемом строительстве параметры, в частности, если в уведомлении о планируемом строительстве было указано, что возводимый дом будет 2-х этажным размером 10 м х 10 м, а построен был дом с 2-мя надземными этажами и подвалом, или 3-х этажный с мансардой, или при строительстве была изменена  площадь строения, то надо снова в администрацию направлять уведомление об изменении параметров планируемого строительства/реконструкции объекта ИЖС или садового дома.

В заключение можно сказать, что в целом суть разрешительного процесса по застройке участков изменилась незначительно, поскольку, как бы ни назывался документ, определяющий допустимость возведения частных жилых домов, прежним «разрешением на строительство» или новым термином «уведомление о планируемом строительстве», согласование с властями строительства дома остаётся обязательным, чтобы не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.

Марина Копытина, заместитель начальника отдела регистрации недвижимости № 4 

Управления Росреестра по Иркутской области

В Иркутской области 28 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности в 2018 году

В 2018 году должностными лицами Управления Росреестра по Иркутской области в отношении арбитражных управляющих было возбуждено 142 дела об административном правонарушении, проведены административные расследования, по результатам которых в 110 случаях составлены протоколы об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дел об административном правонарушении послужили обращения граждан и юридических лиц, прокуратуры, органов государственной власти. Всего в 2018 году в Управление поступило 196 заявлений, обращений и жалоб на действия (бездействия) арбитражных управляющих.

Наиболее часто выявляемыми нарушениями федерального законодательства «О несостоятельности (банкротстве) в деятельности арбитражных управляющих явились неисполнение арбитражными управляющими обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в части нарушения сроков предоставления отчетов о своей деятельности собранию кредиторов и неполноты представляемых сведений (12%), непроведения анализа финансового состояния гражданина и невыявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства (6%), неопубликования и несоблюдения сроков при опубликовании сведений, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а равно опубликования их не в полном объеме (23%), нарушения обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (7%), проведения собраний кредиторов (11%), нарушения порядка продажи имущества должника (4%), нарушения порядка невыплаты заработной платы (8%), непроведения либо несвоевременного проведения инвентаризации имущества должника (9%), иные основания (20%).

По итогам рассмотрения арбитражными судами административных материалов, направленных Управлением в 2018 году, в 76 случаях арбитражным управляющим объявлено устное замечание в связи с малозначительностью правонарушения, в 27 случаях арбитражные управляющие были привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, в восьми случаях арбитражные управляющие привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 177 тыс. руб., в двух случаях арбитражные управляющие были дисквалифицированы сроком на 6 месяцев. Всего за 2018 год к административной ответственности было привлечено 28 арбитражных управляющих региона.

«Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в процедурах банкротства предприятий и граждан. И ответственность данных специалистов, безусловно, велика. Применение административных и дисциплинарных мер воздействия позволяет предупредить аналогичные правонарушения в дальнейшем и снизить случаи недобросовестного исполнения обязанностей в процедурах банкротства. По сравнению с 2017 годом количество поступивших в Управление обращений, поводом для которых стало действие (бездействие) арбитражных управляющих, уменьшилось на 26%», - говорит начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Иркутской области Андрей Ксенофонтов.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области

В 2018 году Иркутская Кадастровая палата обработала свыше 123 тысяч запросов

За 2018 год Кадастровая палата по Иркутской области обработала свыше 123 тысяч запросов о предоставлении сведений из реестра недвижимости от физических и юридических лиц. Самым популярным способом подачи запроса по-прежнему остается личное обращение в офисы многофункционального центра «Мои документы» - более 86 тысяч. В электронном виде заявителями было подано более 36 тысяч запросов.

Выписка из реестра недвижимости дает возможность получить актуальные сведения о недвижимом имуществе. Например, перед совершением сделки необходимо убедиться в том, что приобретаемая вами недвижимость не находится под арестом или залогом.

Получить сведения из реестра недвижимости можно путем подачи соответствующего запроса любым удобным для вас способом – в электронном виде, при личном обращении в офис многофункционального центра «Мои документы» или почтовым отправлением.

Ряд сведений из реестра недвижимости предоставляется за плату. Стоимость зависит от нескольких факторов: от категории заявителя – физическое или юридическое лицо, и в каком виде запрашивается документ – бумажном или электронном. Электронный вид обойдется дешевле. Например, выписка об объекте недвижимости в виде бумажного документа будет стоить 750 рублей, а в виде электронного – 300 рублей. Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно в любом виде и для всех заявителей. Более подробно с информацией о стоимости можно ознакомиться на официальном сайте www.rosreestr.ru.

Кадастровая палата обращает ваше внимание на то, что оплачивается услуга только после того, как вы подадите запрос и получите код уникального идентификатора начисления, так называемый УИН, который необходимо указывать в платежном документе.

Важно помнить, что внесение оплаты должно быть осуществлено не позднее семи календарных дней с даты получения УИН. В противном случае запрос будет считаться неполученным и не будет рассматрен.

Е.А.Сенская, инженер I категории отдела контроля и анализа деятельности филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области

В 2018 году в Управление Росреестра по Иркутской области поступило более 27 тысяч электронных заявлений

В 2018 году электронная регистрация недвижимости в Иркутской области продемонстрировала рост почти в два раза. С января по декабрь в Управление Росреестра по Иркутской области поступило более 27 тыс. заявлений на постановку на кадастровый учет и регистрацию прав, поданных в электронном виде. За аналогичный период 2017 года количество электронных заявлений составило около 14,8 тыс.

Напомним, что получить услуги Росреестра жители Иркутской области могут в «личном кабинете» на официальном сайте ведомства (https://rosreestr.ru/site/). Сервис позволяет подать документы на кадастровый учет, регистрацию прав, предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В «личном кабинете» также можно отследить статус исполнения обращения. С помощью электронного ресурса правообладатель может получить информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости (о кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости объекта, правах и обременениях недвижимости) и отслеживать изменения характеристик своих объектов недвижимости, в том числе наложение или прекращение арестов и обременений права. Также через «личный кабинет» собственник недвижимости может подать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с недвижимостью без своего личного участия.

Вход в «личный кабинет» на сайте Росреестра осуществляется с помощью подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/).

Документы, поданные с помощью сайта Росреестра, потребуется удостоверить электронной подписью. Получить электронную подпись можно в удостоверяющем центре Росреестра, открытом на базе филиала «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Иркутской области. Заявку на получение электронной подписи можно оформить на сайте Удостоверяющего центра (https://uc.kadastr.ru/).

По информации Управления Росреестра по Иркутской области