Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Правовое просвещение

info-4Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: Правила посещения особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемыми природными территориями (далее-ООПТ) являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

В связи с ежегодным увеличением антропогенной нагрузкой на экологические системы природных территорий необходимо уделять особое внимание вопросу защиты окружающей среды.

Законодателем определены следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические и ботанические сады.

В целях охраны природных территорий и сохранения их биологического разнообразия федеральным законодателем определены соответствующие режимы использования особых территорий. Виды ограничений или запреты, действующие на ООПТ, закреплены положением (или паспортом) ООПТ, находящимся в общедоступных источниках в сети «Интернет».

Посещение ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны (ст. 5.1. Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ). Например, посещение государственных природных заповедников, национальных парков возможно только при наличии специального разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление соответствующей территорией. Разрешение на пребывание не требуется для граждан, проживающих на охраняемой территории.

Правила посещения ООПТТ регионального и местного значения утверждаются правительствами субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Размер платы за посещение ООПТ устанавливается федеральными государственными бюджетными учреждениями, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации либо соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные категории граждан имеют скидки при приобретении соответствующих разрешений (граждане, проживающие на территории региона, многодетные семьи и др.), в том числе и право бесплатного посещения (дети до 7 лет, дети – сироты, ветераны всех категорий и др.).

В случае выявления нарушений режима использования национального парка должностные лица Учреждения имеют право составить протокол об административном правонарушении.

За нарушение установленного Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» или положением об особо охраняемой природной территории режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, а также на территориях, на которых находятся памятники природы установлена административная ответственность, в том числе по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка лесных насаждений), ст.8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты и рыболовства), ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение установленных режима и правил охраны ООПТ, в том числе сбор дикоросов) ст. 8.39 КоАП РФ (незаконное строительство и загрязнение окружающей среды), ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил безопасности в лесах).

Штрафы, налагаемые на граждан за совершенные правонарушения, установлены в размерах от 500 рублей до 4 тыс. 

Если вышеуказанные нарушения причинили значительный ущерб, то ст. 262 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность (в размере до 200 тыс. руб., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет).

Таким образом, соблюдение установленных правил поведения на ООПТ не только предотвратит неблагоприятные последствия встречи с законом, но и поможет сохранить окружающую среду, как неоценимый источник здоровья населения.

Старший помощник Западно-Байкальского межрайонногоприродоохранного прокурораТ.А.Борбоева

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: Внесены изменения в Правила использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043 утверждены изменения, которые вносятся в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее – Изменения).

Согласно Изменениям, в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509, внесены значительные правки. В соответствии с Изменениями:

- установлено, что является лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, в целях применения Положения;

- расширен перечень объектов, на которые не распространяется действие Положения;

- теперь не допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях создания и эксплуатации лесных плантаций;

- определено кто является правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором расположены леса. При этом, если использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на сельскохозяйственных землях, осуществляется правообладателем, который не является собственником земельного участка, то необходимо для осуществления тех или иных работ получить согласие собственника земельного участка в письменной форме;

- правообладатель земельного участка вправе направить заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в территориальный орган Россельхознадзора. Установлены требования к направлению и порядок рассмотрения данных заявлений. Ранее было достаточно направить уведомление об использовании лесов, расположенных на сельскохозяйственном земельном участке;

- при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, необходимо составить проект освоения лесов, подать лесную декларацию, представлять отчеты об охране и использовании лесов. До вступления в силу Изменений представление и разработка данной документации не требовались;

- установлены случаи, в которых прекращается деятельность по использованию лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее прекращение деятельности по использованию таких лесов осуществлялось только в случае подачи соответствующего уведомления.

Положение претерпело значительные изменения. Контроль за использованием лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, усилится.Помощник Западно-Байкальского межрайонногоприродоохранного прокурораА.В. Колесникова

Природоохранная прокуратура разъясняет:

Ужесточена административная ответственность за сброс мусора с транспортных средств вне специально отведенных мест

Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Установлен повышенный размер административных штрафов за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, а также за аналогичные действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин.

В частности, для граждан предусмотрен административный штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае повторного совершения соответствующих правонарушений размеры штрафов увеличиваются вдвое, при этом в отношении должностных и юридических лиц допускается возможная конфискация транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения.

Кроме того, закреплена возможность фиксации указанных правонарушений с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Старший помощникЗападно-Байкальского межрайонногоприродоохранного прокурораР.Д. Кузнецов